1. Введение. Из многочисленных определений и подходов витализма возьмём наиболее ёмкий и точный подход Дидро: «… материя должна быть чувствительной. Даже камень обладает чувствительностью в том смысле, что молекулы, из которых он состоит, активно ищут одни комбинации и избегают других, проявляя тем самым свои «симпатии» и «антипатии». Но в таком случае чувствительность целого организма есть просто сумма чувствительностей его частей…». (Другие определения витализма типа «жизненной силы» или «живительной энергии» слишком абстрактны и не отражают доминанты живого – чувствования). В данной работе мы найдём основания, указывающие на реальность продекларированной Дидро чувствительности, как на силу или субстанцию, сущность, необходимо присутствующую на микроуровне, - в атомах или по Дидро – в молекулах или в общем виде - «в фундаменте самого здания материи» (Ленин). Про необходимость наделения атомов чувствительностью писал Циолковский. Пожалуй, в подходе Дидро следует сделать полезное уточнение, - на микроуровне атомы и молекулы обладают чувствительностью, а на макроуровне (в организме) появляются уже полноценные чувства. Выбор сопоставляемых объектов, - коль скоро мы обозначили микро и макро уровни в виталистском подходе Дидро, то напрашивается рассмотрение и физических, не живых объектов на этих уровнях (с целью нахождения тенденции, общей для всей природы, включая живую). Мы можем также отметить, что живая природа и особенно человек с его чувствами и мыслями является безусловным шедевром природы (макрошедевром), а значит и среди физических объектов нужно рассматривать макро-шедевры (далее по тексту просто шедевры): молнии, полярное сияние, солнечная планетарная система, солнце. Очевидно, что природные шедевры возникают далеко не везде и не всегда, при этом инертная масса, движение в различных видах и излучение есть везде и всегда и участвуют в создании шедевров.